Развитие без границ
8 (800) 500-39-79
Звонок по России бесплатно
27.07.2017
Поделиться: 10
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Telegram
102193

Типы характеров: почему все дети разные?

Что такое характер у ребёнка?

Как бы сильно дети не походили друг на друга, каждый их них обладает своим собственным, уникальным характером. Самые яркие особенности его появляются уже в первые годы жизни.

С момента рождения границы мира для ребёнка с каждым днём постоянно расширяются. Возможности растут, а с ними и потребности осознавать мир и свое место в нем. Характер ребёнка формируется постепенно, в течение нескольких лет.

Виды характеров у детей

Известный психолог Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «У нас разные характеры… Как быть?» описывает следующие типы характеров:

  1. Гипертимы – подвижные, энергичные, обращенные к миру люди.
  2. Демонстративные – любят быть в центре внимания, умеют манипулировать с помощью своих эмоций.
  3. Замкнутые – закрыты от внешнего мира, испытывают трудности в общении, плохо понимают настроение и чувства других людей.
  4. Напряженно-аффективные – свойственны мрачность и гневливость, хуже всего переносят ситуации, где ущемляют их интересы, амбициозны и упорны.
  5. Неустойчивые – непослушные, неорганизованные, им свойственны легкость и беззаботность; легко попадают под дурное влияние.
  6. Тревожные – характерны повышенная чувствительность и нервно-психическая слабость.
  7. Эмоционально-лабильные – очень эмоциональны, привязчивы, увлечения непостоянны.
  8. Конформные – стремятся жить как все, боятся перемен.
  9. Смешанные типы: человеку от рождения достаются основы двух разных типов характера, либо в течение жизни черты одного типа характера накладываются на основу другого.

характер ребенка

Рассмотрим данные типы характеров подробнее.

  • Гипертимы.

Общительные, инициативные, очень подвижные. У них обычно хорошее настроение, острый и пытливый ум, желание свободы и самостоятельности. Они быстро могут сориентироваться в новой среде, легко находят новых знакомых. Дети-гипертимы не переносят монотонную работу или дела, где необходимы усидчивость и терпение. Вместо этого они найдут себе занятие поинтересней. Для родителей рекомендуется помогать ребёнку в организации самого себя, однако следует быть внимательным и не лишать ребёнка самостоятельности.

Положительные черты характера ребёнка – гипертима:

Открытость, прямота, простота, инициативность, гибкость, подвижность, находчивость.Однако возможны и отрицательные свойства, которые проявляются не у всех: бестактность, авантюристичность, ненадежность, опрометчивость.

  • Замкнутые.

Характеризуются в отсутствии желания к общению. Они избегают шумных или коллективных игр, стремятся большую часть времени проводить в одиночестве или с очень близкими людьми. Они, как правило, беспокойны, эмоционально неустойчивы, боятся быть брошенными или ненужными. Родители должны быть предельно аккуратными с такими детьми. Желание «исправить» такого ребёнка скорее возымеет обратный эффект, и малыш еще больше закроется в себе.

  • Напряженно-аффективные.

Формирование характера младшего школьного возраста происходит не сразу. В зависимости от нереализованных потребностей ребёнка, его скрытых переживаний, они пытаются сохранить свою самооценку путем непринятия неуспехов. Все негативные обстоятельства, возникающие вокруг, они приписывают и винят в них кого угодно, только не себя. Как следствие – формируется агрессивное поведение, заносчивость.

Возможно и другое поведение, когда в ребёнке накапливается обида, неуверенность, опасение в том, что всё пойдет не так. Родителям рекомендуется помочь ребёнку разобраться с его внутренними конфликтами, привести в баланс его самооценку и действительные возможности.

характер ребенка

  • Тревожные.

Индивидуальные особенности дошкольника, относящиеся к данному типу характера, проявляют себя в постоянном сомнении и беспокойности. Они нерешительны, часто бывают робкими, постоянно оценивают свои силы и ждут неудачи. Как правило, они очень обязательны, ответственны, но зачастую безынициативны. Они не идут на конфликт первыми и часто соглашаются с несправедливостью. Друзей не так много, но если они есть, то отношения между ними достаточно крепкие.

  • Демонстративные.

Отношение ребёнка к окружению в дошкольном возрасте сильно меняется. Если для ребёнка 3-4 лет было важно просто поиграть в игрушки, то для того же ребёнка 4-5 лет начинает проявляться сильная потребность в признании, он желает привлечь к себе внимание окружающих людей и это для него важно. Зачастую этот тип проявляется и у детей с другим типом характера, но как этап развития. Для ребёнка 5-6 лет важно для понимания себя в этом мире противопоставлять себя сверстникам. Так он понимает и формирует свою личность. Такие дети, как правило, активны в общении и желают сделать все возможное, чтобы на них обратили внимание. И не важно, как будет получено признание окружающих: будь то покупка дорогих вещей или отличающаяся от всех внешность и черты поведения.

  • Эмоционально-лабильные.

Из названия можно определить, что главенствующую роль в поведении ребёнка с таким типом характера занимают эмоции. Настроение таких ребят изменяется постоянно. Они очень зависимы от знаков внимания, благодарности различного рода. Но при этом это не показатель самолюбия или заносчивости. Просто это необходимо детям для жизни, чтобы не впасть в уныние. Им свойственны тёплые отношения с окружающими, крепкая дружба. Это люди, которые даже когда вырастут – остаются в глубине души светлыми и любящими окружающий мир детьми, которые умеют находить прекрасное в мелочах.

черты характера ребенка

  • Неустойчивые.

Поверхностны, безответственны, непослушны. Подобный тип можно понять с раннего детства.

Они с неохотой помогают родителям, заботы и хлопоты по дому их будто не касаются. Они живут здесь и сейчас. И поведение часто определяется той атмосферой, в которой они оказались. Очень любят удовольствия, но при этом ничего не хотят делать. Родителям необходимо установить контроль такого ребёнка, т.к. без правил и контроля такой ребёнок сразу начинает творить невообразимые вещи.

  • Конформные.

Они спокойные, уравновешенные, желающие быть как все и не привлекать к себе излишнего внимания. Такие дети не любят изменений, тревог и их устраивает текущий уклад жизни. В будущем они вырастают хорошими и заботливыми семьянинами, они хранят традиции.

  • Смешанные типы.

Возможно, что формирование характера у детей дошкольного возраста не соответствует какому-либо определённому типу, а включает в себя особенности сразу нескольких типов, тем самым образуя свой, особенный, смешанный тип.

какой характер у ребенка

Как определить характер ребёнка?

Но как понять характер ребёнка? Никто не сможет заранее ответить какой будет характер у вашего ребёнка в будущем. Но определить черты, присущие именно вашему малышу, можно. Из них вы сможете составлять полноценную картину развития характера своего ребёнка и помочь ему так, чтобы ему было комфортно развивать свою личность.

Формирование характера у ребёнка

Родителям нужно понять все особенности характера ребёнка, если они хотят помочь ему вырасти сформированной и целостной личностью. Вы не измените полностью характер, но можете заранее увидеть негативные предрасположенности и не дать им раскрыться. Важно уважать и любить своего ребёнка, поддерживать его в любой ситуации. В таком случае, какой бы ни был тип характера вашего ребёнка, он вырастет хорошим человеком. Знание сильных и слабых сторон характера своего ребёнка позволит избежать множества ошибок в его воспитании.